Люблю свой город. Днём я не успеваю просмаковать его красоту из-за вечной спешки. Лишь поздним вечером без суеты «прогуливаюсь» по фото его улочек и уютных двориков на туристических сайтах и в фейсбучных группах.
Неспешно разглядывая детали старины, можно представить эстетику быта черновчан времён Австро-Венгерской империи и Румынии. В эти периоды треть населения составляли евреи, а остальные две трети – немцы, румыны, русины – люди со своим укладом жизни и мировоззрением.
Сто лет назад венский журналист Георг Гайнцен писал: «Черновцы – это был корабль удовольствий с украинской командой, немецкими офицерами и еврейскими пассажирами на борту». В этой фразе отражена не только многонациональность города, а ступень каждой национальности на иерархической лестнице по своему положению в Черновцах.
В послевоенный период жители покинули СВОЙ город – кого-то насильно вывезли в Сибирь, а кто-то уехал на Запад.
Это всё равно, что внезапно марсиане покинули свою уютную планету и её заняли люди из соседней галактики, внешне такие же: руки, ноги, голова, но внутренне совсем другие. Они заняли освободившиеся дома и квартиры, стали «новыми черновчанами» и начали строить СВОЙ город согласно своим представлениям, каким он должен быть.
Старый город исчез. Остались только стены. Они как египетские пирамиды, к строительству которых новые жители отношения не имеют, разве что к разграблению древних гробниц.
Последующие поколения «новых черновчан» с гордостью демонстрируют туристам Старый город. Успешно «поторговав» мифами и легендами прошлого, горожане возвращаются в свои квартиры в «спальных» районах, куда обычно не принято возить туристов. Сегодня я там прошлась.
Эстетика «спальных» районов – это видение картины мира «новыми черновчанами», их стремление к совершенству, гармонии, вкус, культура и проявление себя.
Советские постройки давят на психику, в них нет той уникальности, которая бы делала их неповторимыми и родными. Всё одинаково как в старом фильме «Ирония судьбы…». Подавленность и безысходность. Архитектура тех лет вызывает лишь желание поскорее отсюда вырваться…
Иногда задумываюсь, сколько писателей, поэтов, художников, философов дали такие районы? Можно ли было бы представить, как Пауль Целан или Роза Ауслендер прогуливаются по нынешнему бульвару Героев Крут? Какие стихи рождаются при созерцании человеческих «ульев»? А музыка? «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой…»
Современные архитекторы разбавили монотонность типовых советских построек вкраплениями зданий современного зодчества. На фото здание банка и ресторана «Сода».
По-своему были переосмыслены детали городского ландшафта.
На фото современная скамейка на проспекте Независимости и “старинная”, что на Центральной площади.
Уличные фонари – это как праздничный аксессуар на наряде дамы. Органично вписанные в окружающую среду, они украшают и усложняют пространство. На фото видно старинный фонарь в бывшей Резиденции Митрополита и современный фонарь, выполненный «под старину» на улице Небесной Сотни. Иллюстрация как современный архитектор смог организовать пространство, чтобы туда вписать эту деталь.
Колонки для воды. Одна – в «спальном» районе на улице Ивасюка, другая – на площади Святой Марии (бывшая Турецкая площадь).
Воплощение давней украинской мечты про «садок вишневый коло хаты» в условиях густой многоэтажной застройки.
Ограда палисадников с розами – отдельная тема. Тут каждый хозяин выделил собственное пространство, наделив его индивидуальными чертами. Красивая кованая ограда слишком дорогое удовольствие для «пересічного» жителя панельки, поэтому приходится делать заборы з подручных средств.
Следующие фото относят нас в советское прошлое. На первом фото – не древние руины, а строительный мусор, оставленный после постройки дома 35 лет назад. Такие «древние камни» встречаются во дворах повсеместно. Оградка клумбы: при «советах» такие заборчики были вдоль дорог на проспекте и других улицах, чтобы нерадивые пешеходы не лезли под машины в неположенных для перехода местах. На заре обретения Независимости Украиной они внезапно куда-то исчезли…
Следующая тема, которой действительно можно поразить воображение пресыщенного благами цивилизации заезжего европейца, это устройство современных коммуникаций. Трубы теплотрассы, невидимым лабиринтом извиваясь под землёй, внезапно выныривают в самых неожиданных местах – во дворах, на дороге или даже в центре улицы перед входом в ресторан.
На фото справа – огромная «Триумфальная арка» при входе в ресторан. Во времена Австро-Венгрии черновчанам помешали собственные представления о красоте и гармонии сделать подобное «украшение», например, перед входом в кафе «Европа» на улице Панской.
Автор: Елена Огородова